• 23
  • ноябрь
  • суббота
  •  

Основной инстинкт

Основной инстинкт

Исполнилось 100 лет легендарному ГОНу - Гаражу особого назначения. Недавняя экспозиция в «Олдтаймер-галерее» Ильи Сорокина впервые собрала историю ГОНа вместе.

Конечно, история ГОНа - это, скорее история взаимоотношений автомобилей и власти. Занятно, что Николай I долго не любил автомобили, и его свите стоило немало сил приучить императора к моторам. Этим старательно занимался граф Орлов. И удалось. Вскоре стараниями графа был создан Собственный Его Императорского Величества гараж, начавший собирать под своей крышей авто лучших марок. Личным шофером царя стал блестящий изобретатель Адольф Кегресс, с легкой руки которого гараж превратился в своеобразную «мастерскую»: Кегресс пробовал ставить авто на полугусеничный ход.

Как-то незаметно к 1913 г. придворная «конюшня» превратилась в самый шикарный монарший гараж мира: 60 машин 17 марок. Даже для цесаревича Алексея нашлась подходящая модель: Peugeot Bebe.

Нельзя сказать, чтобы в России что-то налаживалось с дорогами, но с гаражом все шло прекрасно. Вероятно, из таких маленьких диспропорций и родилась февральская революция, наступление которой не предусматривал даже марксизм.

В 1917 г. Адольф Кегресс сдал сокровища гаража Временному Правительству, наслаждавшемуся «моторами» менее года (премьер Керенский особенно жаловал Pierce Arrow и Minerva, американские и бельгийские примы). «Это, что за большевик, лезет сам на броневик, кепку в клеточку он носит, букву «Р» не произносит…» - этот детский ребус в 1970 году стоил главреду «Мурзилки» кресла. Интересно, что было бы, добавь автор к загадке ещё и симпатию Ильича к «роллсам»? Впрочем, скорее всего, выбор Ленина определила их сказочная надежность. Большевики, оказавшиеся следующими хозяевами «конюшни», переправили автоколонну в новую столицу Москву, по ходу пополнив автоарсенал машинами, экспроприированными у буржуев. В итоге к началу двадцатых в Москве сложился довольно разномастный парк шикарных, но сыплющихся авто, обслуживающих разбухший централизованный аппарат. Мало того, авто как некогда царские кареты, стали объектом покушений. Было ясно, что в той осаде, в которой пребывало ВКП(б) даже в собственной столице, нужно что-то серьезное.

31 января 1920 г. указом Ленина был создан Особый гараж во главе с его личным шофером С.Гилем.

Из него де-факто родилась принципиально новая спецслужба - Гараж особого назначения, рассчитанный на обслуживание первых лиц. Система подготовки кадров, преемственность секретов мастерства в купе с техникой и матбазой придавали представительским функциям так сказать «скрытое бронирование». И оно во многом держалось именно на искусстве шоферов. Впрочем, это все равно был гараж, которому вполне шло слово «конюшня», благо под него вначале использовали Манеж на Моховой. Совсем скоро его пополнила первая партия новеньких Rolls-Royce, прикупленных Красиным за границей. С тех пор пошло поехало. Упор был сделан на большие американские лимузины, причем, чем дальше, тем консервативнее. При Сталине, выбор пал на Packard, позже надолго ставший образцом для отечественных лимузинов. От типажа длинной американской машины ЗИЛ так и не ушел, но в Кремле сегодня воцарились Mercedes.
Экспозиция ГОНа, представленная на днях в «Олдтаймер-галерее», отличалась редкой репрезентативностью, особенно в том, что касается отечественного люкса. Ряд огромных шестиметровых лимузинов, эволюционирующих у тебя на глазах, производил исключительное впечатление. Однако, организаторы явно прониклись важностью «фирмы» и им не хватило чувства юмора. Для полноты ощущений стоило бы добавить ельцинский троллейбус и ленинский броневик, да оформление в виде проблесковых фонарей и музыки сирен. И правда, несмотря на кажущуюся монолитность система выкидывала интересные фортели: например, генсек Брежнев любил водить сам и держал легендарный личный гараж, о чем напомнит Nissan-President, примостившийся неподалеку. Первому секретарю Хрущеву нравилось пронестись на пару с первым космонавтом Гагариным в кабриолете сквозь ликующую толпу (жанр позже оставшийся лишь в маршальских проездах по Красной площади). Но

всех переплюнул первый секретарь МГК КПСС Ельцин время от времени ездивший на работу на троллейбусе.

Забавные перлы, кажущиеся случайными и проходящими на фоне стены длинных закрытых лимузинов со стеклянной перегородкой внутри. Можно, конечно, подходить к истории машин ГОНа с позиций количества кубиков или качества брони, но Ильич наверняка назвал бы такой подход политически близоруким. ГОН - в своем роде отражение постоянства инстинкта власти. Если гараж, то самый большой, если лимузин, то самый роскошный. Человек мало изменился за последние сто лет, и, сдается, вряд ли изменится в сто следующие. И после революционных вечеринок, светлейшие конюшни опять пополнят племенные лимузины, а троллейбусы безжалостно выметут вместе с дранными лозунгами и конфетти. Ведь новички у власти начинали с троллейбуса, и более всего на свете не хотели бы в него вернуться. Впрочем, их будущие сменщики наверняка уже едут в маршрутке и люто ругают лимузины.

18.03.2007
|
comments powered by Disqus