• 25
  • ноябрь
  • понедельник
  •  

Миру угрожает новая опасность: потребительская лихорадка

Миру угрожает новая опасность: потребительская лихорадка

С потребительским либидо все в порядке: лихорадка, царящая в магазинах, красноречиво свидетельствует об этом. Но говорит ли это о хорошем здоровье? О счастье? Эксперты вашингтонского центра экологических исследований Worldwatch Institute утверждают, что "потребительская лихорадка" - одна из главных угроз, нависших над планетой.

"Мы стали более богатыми, более толстыми, но не намного более счастливыми", - пишут в своем ежегодном докладе о "состоянии планеты" эксперты института. Потребление в промышленно развитых странах продолжает расти, что создает угрозу для людей и для всей планеты, считает эта организация.

Растущее число людей, страдающих ожирением, накопление долгов, постоянная гонка за новыми товарами, ухудшение окружающей среды - все это, по мнению Worldwatch Institute, является показателями снижения качества жизни.

"До сих пор рост потребления помогал удовлетворять наши базовые потребности и создавать рабочие места, но сегодня этот беспрецедентный аппетит угрожает природным системам, от которых мы все зависим", - убежден директор института Крис Флейвин.

Американский пример в этом плане отличается наглядностью, сообщает Liberation, статью которой публикует InoPressa. В США сейчас больше личных машин, чем людей, имеющих водительские права; с 1972 по 2001 год размеры холодильников увеличились на 10%; с 1975 по 2000 год новые дома стали выше на 38%, а количество жителей в расчете на один дом сократилось. Но когда американцев спрашивают, счастливы ли они, утвердительно на этот вопрос отвечает столько же людей (одна треть), сколько и в 1957 году, хотя за этот период доходы увеличились вдвое.

В богатых странах потребление продолжает расти, потому что там оно превратилось в самоцель, говорится в докладе. Одновременно стремительно растут расходы на товары и услуги в развивающихся странах. Около 1,7 миллиарда человек (более четверти населения Земли) вступило в "потребительский класс", переняв стандарты питания, передвижения и образа жизни, прежде свойственные только богатым странам (Европа, США, Япония). Только в Китае 240 миллионов человек за последние годы обрели статус потребителей, и скоро здесь их будет больше, чем в США.

Глобальный рост потребления подчиняется ритму, который планета не выдерживает: об этом свидетельствуют загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, уничтожение природных ресурсов, деградация горизонтов грунтовых вод. США, на которые приходится лишь 4,5% населения планеты, ответственны за 25% газовых выбросов в атмосферу, создающих парниковый эффект.

"Контролировать потребление вместо того, чтобы позволить потреблению контролировать нас", - грандиозная задача, недооценивать которую было бы безумием, говорит директор Worldwatch Institute, - публикует Newsru.com

14.01.2004
|
comments powered by Disqus