• 24
  • ноябрь
  • воскресенье
  •  

"Матрица" – гениальный отстой

Вот и закончилась "Матрица", один из самых громких проектов современного кинематографа. Что можно сказать, окинув мысленным взором все части картины? Первая "Матрица" благодаря непостижимой случайности стала культовым фильмом. Вторая была его второсортным продолжением. Третья же часть третьесортна, третьесортна окончательно и бесповоротно. Борхес однажды сказал, что трагедия, сыгранная во второй раз, превращается в фарс. Он вряд ли предполагал, что трагедию можно сыграть трижды. Тогда она станет мыльной оперой. Что и доказала "Матрица". В "Революции" нет ни сюжета, ни эффектов. Только банальности, банальности и еще раз банальности.

Если вы способны представить, как будет выглядеть мексиканский сериал, действие которого происходит во время Третьей мировой войны, или "Морозко", где вместо Иванушки будет Терминатор, то смотреть "Революцию" не стоит. Если не способны – посмотрите. Это сильно расширит ваш кругозор.

После этого - сцены, напоминающие десятилетней давности фильмы о "войне в джунглях" – статисты, усердно изображающие ужас битвы; женщины-героини (во всех смыслах слова), сражающиеся наравне с мужчинами, и, разумеется, ставший уже символическим паренек, спасший всех и вся.

Прибавьте к этому полное отсутствие актерской игры, отсутствие каких-либо намеков на мотивации героев, и получится она – великая и долгожданная "Матрица".

"Революция" собрала все клише и штампы Голливуда. Она получилась коллективной реинкарнацией многих фильмов. Глядя на экран, не можешь отделаться от впечатления, что все это когда-то уже видел. Лицо Бога машин странно напоминает лицо Газонокосильщика, сцена с влетающими в Зион полчищами спрутов поразительно похожа на один эпизод из "От заката до рассвета" – когда выламываются ворота в трактир, и в пролет устремляются летучие мыши.

И начинаешь пребывать в легком, а потом и тяжелом, недоумении. Стоп, ведь уже в тарантиновском фильме этот эпизод был китчем, штампом "знайте, это пошлость".

А теперь нас убеждают, что подобное – высшее проявление вкуса.

Получается миф о вечном возвращении. Или, если "оговориться по Фрейду", миф о вечном развращении.

Хотя бы для того стоило посмотреть "Матрицу", чтобы увидеть, до какого предела может дойти банальность.

Ответ, вынесенный по просмотру, не утешает – банальность безгранична.

Безгранична не только в сюжете. Все реплики и диалоги "Революции" повествуют зрителю о вечных и незыблемых истинах - "мойте руки перед едой", "перед тем, как отрывать двери, посмотрите в глазок", "нужно делать хорошо и не нужно плохо" и так далее. Фантазия Вачовски не то, чтобы иссякла, стало ясно - ее никогда и не было. Стало окончательно понятно, что успех "Матрицы" – невообразимая, нелепая случайность.

Вачовски уже не затруднились наполнить фильм цитатами из литературы (хотя бы из их любимого Кэрролла), из философии или откуда бы то ни было. В третьей части фильма есть отсылки только к первой "Матрице". Что это было, я не знаю, но даже поединки подчистую списаны из первого фильма. Если можно было бы обвинять авторов в плагиате у самих себя, то это как раз тот случай.

Можно сказать, что "Революция" является карикатурой на первую и вторую "Матрицу", однако это не так. С самого начала трилогия была карикатурой и пародией, портрет никогда не существовал. Не было ни сюжета, ни глубокомыслия. Не было ничего, кроме обмана. Точнее, самообмана зрителей. Теперь вдруг стало очевидно, что король то полый, то есть простите, голый. Да и не было никакого короля, просто манекен по улице проносили.

Из-за всего этого и точку в фильме поставить никак не удавалось. Ведь сюжета то нет.

Марио Льоса однажды написал про сочинителя сериалов, который, запутавшись в хитросплетениях сюжета, решил уничтожить всех своих персонажей разом, с помощью землетрясений, столкновений кораблей и других катастроф. По этому поводу один из героев Льосы сказал: "Писатель, способный уничтожить всех персонажей одним росчерком пера, заслуживает уважения".

Вачовски не стали убивать и уничтожать. Напротив, они вложили в уста Пифии целый пацифистский манифест. Сеющий добро Нео уничтожил только абсолютное зло – агента Смита. Ну, и потерял по дороге Тринити. Зион остался, машины и люди теперь – друзья и братья. Этакий День примирения и согласия.

Есть еще одна тема, но затрагивать ее опасно. Это мессианские аллюзии "Матрицы". Образ Христа в Голливуде итак слишком сложен. А теперь к нему прибавилась новая трактовка – Христос в виде Нео, который пожертвовал собой ради спасения мира, а потом (под звучание псалмов), упал, раскинув руки в стороны. Впрочем, "он обещал вернуться".

Для тех, кто забыл – в карьере Ривза уже была одна мессианская лента – в 1993 году он сыграл Сиддхартху Гаутаму в фильме "Маленький Будда". Теперь вот Христос. Надо думать, следующим станет Магомет. Только судить о том, какой у подобного фильма будет жанр, я бы не решился. Как, в общем-то, не решаюсь судить и о жанровой принадлежности самой "Матрицы".

Я уверен только в том, что творение Вачовски это не "фантастический боевик". "Матрицу" можно назвать только комедией. Благо те немногие, кто остался в кинозале досматривать фильм, много и искренне смеялись, сообщают dni.ru

11.11.2003
|
comments powered by Disqus