• 24
  • ноябрь
  • воскресенье
  •  

Вокруг смеха Умберто Эко

Уроженец Александрии, заядлый курильщик, отстаивающий свое право курить всегда и везде, даже в Америке, крупнейший специалист по семиотике, житель Интернета, которому исполнилось уже 68 лет, пузатый любитель анекдотов, хохмочек и баек, философ, писатель, эссеист, историк, литературовед – все это ипостаси Умберто Эко. Недавно в России вышел его последний роман "Баудолино", что и послужило поводом для написанияэтой статьи. Критики прочли "Баудолино", почесали кто что смог, и взялись за перья. Роман окрестили "историческим". С одной стороны, будто бы верно. Дело происходит в XII веке, Фридрих Барбаросса, Крестовые походы, поиски Святого Грааля. Но в то же самое время там описывается и совершенно фантастическое путешествие в царство мифического пресвитера Иоанна, местность, где обитают мантикоры, химеры, пигмеи, гиганты, блегмы, исхиаподы и прочие твари средневековых бестиариев. Так что, на второй взгляд, "Баудолино" скорее принадлежит к разряду альтернативной, нежели реальной истории. Но так ли это?

Эко хитер: рассказ ведется от лица того самого Баудолино, коий даже сам себя величает лгуном и прохвостом. Стоит ли ждать от такого правды? Мало того, главный герой книги даже не человек! Он сам – некое, не названное прямо, мифическое существо (чему есть прямые доказательства, стоит только внимательно прочитать роман), обладающее, помимо альтруизма, великолепного здоровья и долголетия, двумя непостижимыми дарами: лингвистическим (он может запросто говорить на любых языках) и способностью превращать вымысел в истину, то бишь, любые его выдумки рано или поздно становятся реальностью. Собственно, в плен этой выдуманной им реальности он и попадает. Или делает вид, что попал…

С самого начала автор начинает безжалостно, но и беззлобно, глумиться над читателем. Исторические факты, цитаты из художественных, религиозных и мистических книг, собственные домыслы и вымыслы то ли автора, то ли Баудолино собраны в один, но многослойный коктейль, украшенный взбитыми сливками юмора, сдобренный мексиканским перцем сатиры и мятными кристалликами недостоверности.

Читая "Баудолино", с первых же страниц хочется отложить чтение и ринуться в библиотеку, чтобы проверить каждый факт, прозвучавший из уст героя книги. Но повествование захватывает, поход откладывается, а под конец чтения становится и вовсе излишним.

Если же пробраться сквозь густо развешанные автором стилистические и фактологические арабески, если приподнять драпировки плотных философских рассуждений, если абстрагироваться от того, что Баудолино мимоходом создает бОльшую часть литературы XII века, что он прямо и косвенно служит причиной самых значимых событий того времени, то проявится простейшее сооружение: некая избушка на курьих ногах. Одна нога – Вера, другая – Смех, а над ними – кособокое здание того, что называется Историей.

Все персонажи "Баудолино" во что-то верят. Их веры в чем-то одном пересекаются, в другом – противоречат. Герои прекрасно сосуществуют вместе, пока речь идет о бытовых проблемах. Но лишь только затронуты вопросы религии – все идет кувырком. Каждый тщится доказать свою правоту. В диалог встревают новые голоса, и получается совершеннейшая какофония.

И лишь сам Баудолино, не верящий ни во что, кроме самого себя, пытается, словно некий информационный Геракл, объединить то общее, что есть в верах его окружения и направить на некое благое дело. Какое же? А создать такой мир, где все веры равны между собой и среди их носителей нет междутрений! Мир, где нет еретиков. И таким миром становится царство пресвитера Иоанна. Но когда Баудолино попадает туда, выясняется, что мир совместной мечты несовершенен и несостоятелен. Вместо мира БЕЗ еретиков, Баудолино со товарищи создал мир, где ВСЯКИЙ является еретиком, мира, где нет единения в поисках Истины, где все верят вразнобой и не способны взаимодействовать.

Этот мир неустойчив и легко разрушается под действием внешних сил. Следует путешествие в другую реальность, реальность чужого кошмара, откуда удается убежать лишь с большим трудом и жертвами. Но Баудолино это не останавливает. Передохнув, поняв, в чем конкретно он ошибался, он, теперь уже один, вновь уходит на поиски своего места в мире. И из книги.

Дальше можно долго мурыжить постулаты, что каждый живет в мире, который создал себе сам, и все такое прочее… Но стоит ли? Вот и я не буду. И так все ясно. Со Смехом, второй опорой как книги "Баудолино", так и всего творчества Эко, дело и проще, и сложнее одновременно.

Стоит, наверное, вспомнить здесь первый роман мастера Умберто "Имя Розы". Все, кто его читал, или смотрел одноименную голливудскую поделку, помнят, что сюжет крутится вокруг какой-то таинственной книги. А что это за книга? Легендарный трактат Аристотеля "О смехе"! Манускрипт чрезвычайно вредный для ортодоксальной веры. Смех убивает веру. Вера уничтожает смех. Они с превеликим трудом могут ужиться вместе. Да и то далеко не всегда. Единственное место, где они хоть как-то терпят друг друга – это карнавал.

Только на карнавале можно осмеивать святыни и глумиться над сакральным. Только на карнавале святое и сакральное не теряют от этого, а лишь приобретают, освобождаясь от наносной шелухи и, тем самым очищаясь, становясь, если можно так выразиться, еще сакральнее. И, при всем этом доступнее для понимания.

Все книги Эко более или менее карнавальны. Герои Умберто могут быть серьёзными или смешными, могут принимать правила карнавала или идти против них, но все они во власти ёрничающего автора, все они на его карнавале. И уж он заставит их поплясать на потеху почтеннейшей публике.

Но если в своих предыдущих романах Умберто Эко лишь намекал на веселье, смеясь большей частью сам над своими же персонажами, то в "Баудолино" он развернулся во всю, приобщив к потехе читателя, сделав и его, взявшего вроде бы серьёзный исторический роман, недоумевающим героем повествования.

"Баудолино" невозможно читать с серьезным выражением лица. В любой строчке автор может опрокинуть на голову преувеличено солидного читателя ушат чего-то жидкого и не всегда приятно пахнущего, и рассмеяться во весь голос, будучи недосягаемым для гнева. А яростное: "Разве так можно!?" - вызовет лишь новый пароксизм хохота.

Таков уж Эко. Он громоздит факты, события, персонажей, в многоуровневые лабиринты, где в конец запутывает читателя. Чтобы выбраться из хитросплетений его книг, надо или обладать великолепной памятью, или энциклопедическими знаниями, или… блестящим чувством юмора. А иначе – никак!

Что же касается Истории, то ее ведь всегда пишут победители. А побывать на месте творца истории, каковым кажется наш Баудолино, всякому охота. Но здесь умного читателя ждет и разочарование, и открытие. Баудолино не хотел ни проиграть, ни выиграть. Он рассказал свою историю и избавился от нее. Он, в отличие от людей (ведь он не человек, вспомните это!), вынес из нее урок. И пошел дальше.

Поэтому, несмотря на всю ложь и выдумки Баудолино, история его жизни, рассказанная им самим, гораздо достовернее тех, которыми заполнены учебники и летописи. Это та история, которую каждый пишет сам для себя. И, может, благодаря Баудолино, она станет хоть немного интереснее, сообщают dni.ru

18.11.2003
|
comments powered by Disqus