• 23
  • ноябрь
  • суббота
  •  

Клонированная Пугачева

Многие мои знакомые, покупая в подземном переходе пиратский диск любимого исполнителя за 60 рублей, искренне не понимают, зачем им подниматься из перехода на свет божий и покупать такой же диск в магазине за 150. Вся разница – маленькая переливающаяся марочка, от которой слушателю диска ни горячо, ни холодно.

Почему покупатель пиратского диска, платя меньше, обкрадывает себя на гораздо большую сумму? Попробую разъяснить этот странный экономический парадокс.


Вот, к примеру, хит-парад "Русского радио" за нынешнюю неделю. Двадцать позиций:


1 В. Сердючка & "ВИА Гра" "Я не поняла"
2 Валерия "Часики"
3 К. Орбакайте и А. Руссо "Просто любить тебя"
4 Чай Вдвоем "Желанная"
5 И. Тонева & П. Артемьев "Понимаешь"
6 А. Маршал & Ариана "Романс"
7 Юлия Савичева "Высоко"
8 Валерия "Была любовь"
9 А. Пугачева "И исчезнет грусть"
10 Маша Ржевская "Когда я стану кошкой"
11 Л. Агутин & "Отпетые мошенники" "Граница"
12 Кристина Орбакайте "Свет твоей любви"
13 Олег Газманов "Туман"
14 Фабрика "Про любовь"
15 Катя Лель "Мой мармеладный" ("Я не права")
16 Киркоров Филипп "Жестокая любовь"
17 "Гости из будущего" "Почему ты, почему навсегда?"
18 "ВИА Гра" "Не оставляй меня, любимый!"
19 Жасмин "Дольче вита"
20 Пропаганда "Шум дождя"


Что странного в этом, казалось бы, беспристрастном зеркале отечественной поп-музыки осени 2003 года? А вот я запишу его по-другому, без позиций:


Константин Меладзе: В. Сердючка & ВИА Гра "Я не поняла"
ВИА Гра "Не оставляй меня, любимый!"


Иосиф Пригожин: Валерия "Часики"
К. Орбакайте и А. Руссо "Просто любить тебя"
Кристина Орбакайте "Свет твоей любви"
Валерия "Была Любовь"


Игорь Матвиенко: И. Тонева & П. Артемьев "Понимаешь"
Фабрика "Про любовь"


Максим Фадеев: Юлия Савичева "Высоко"
Катя Лель "Мой мармеладный (Я не права)"
Маша Ржевская "Когда я стану кошкой"


Из оставшихся: Ариана – дочь большого босса SONY Music, Жасмин – супруга ресторатора, Киркоров – муж Пугачевой, Пугачева, Газманов – заслуженные богатые люди. Что у нас осталось? "Гости из будущего", "Пропаганда" и "Чай вдвоем". Три группы, которые зависят не столько от продюсера, сколько от собственного таланта. И, прошу заметить, ни одного, кроме Арианы, артиста, зависящего от компании звукозаписи. Да и Ариана зависит от SONY постольку, поскольку там работает ее папа.


Любой человек на западе, столкнувшись с такой ситуацией, схватится за голову – где это видано, чтобы продукт, предназначенный для массового потребления, изготавливали мастера штучного товара? Как будто "Кока-колу", как сто лет назад, смешивают провизоры в аптеке. Где это видано, чтобы в артистов популярного жанра вкладывались родственники? Где те, кто должен создавать артистов, да с такой частотой, чтобы они, как в национальном хит-параде Великобритании, сменяли друг друга каждую неделю? Где компании звукозаписи?


Они зализывают раны. Раны, наносимые им производителями пиратской продукции.


Конечно, глупо обвинять простого человека в том, что он покупает товар по цене в два раза меньшей, чем мог бы – это естественное экономическое поведение. Но что при этом происходит? Компания звукозаписи банально не отбивает денег, вложенных в производство альбома, которое состоит не только в печати дисков (чем занимаются пираты), но и в записи, и в гонорарах артистам, и в затратах на их промоутинговые туры. Компания звукозаписи разоряется. Она не может вкладывать в артиста

Кто вкладывает в артиста? Папа, супруг, родственник или продюсер. Но у папы бывает не так много детей, у супруга – не так много жен и любовниц, у продюсера – не так много артистов. В итоге мы с вами имеем шоу-бизнес, состоящий из сорока имен, двадцать из которых вышли из какой-нибудь "Фабрики звезд". И больше артистов не будет! Потому что публика за них не платит.


Если с папами, супругами и родственниками все более или менее ясно, то продюсер – очень интересная для исследования фигура. Значение продюсера в русском шоу-бизнесе совершенно гипертрофировано. Продюсер в России – бог и отец, вроде главы Администрации президента. Между тем, в нормальных государствах (где граждане не воруют сами у себя) и продюсер, и глава какой-то там администрации (администратор, как в гостинице) играют простую организационную роль. В России же продюсер (даже так: Продюсер) – явление редкое. Продюсеров мало – их можно пересчитать по пальцам двух рук.


Теперь представьте себе, что Игорь Матвиенко, Иосиф Пригожин, Максим Фадеев, Александр Шульгин и Константин Меладзе заблудились в дремучем лесу. Что нам останется?


Один шансон нам останется с Надеждой Бабкиной. А что будет, если в том же дремучем лесу заблудятся президенты Universal Music, Sony Music и BMG? Да ничего не будет – выберут других, никто и не заметит. На судьбе Эминема, Бритни Спирз, Аврил Лавин и Мерайи Кэрри это никоим образом не скажется.


Вам когда-нибудь рассказывали про тоталитарные режимы? Это когда все, абсолютно все в государстве зависит от одного-единственного человека. Когда-нибудь этот человек умирает. И все государственные механизмы, замкнутые на такого человека, начинают разрушаться без опоры. Происходят волнения и разброды – что исключено при работающей преемственности власти.


Российская продюсерская поп-музыка – это такая же система, замкнутая на саму себя, опирающаяся на что угодно, но только не на публику, которая и должна служить надежным и распределенным фундаментом. Что интересно – в отличие от государственного режима, основанного на властных претензиях, продюсерский диктат обусловлен в России причинами чисто экономическими. Продюсерам он не нужен. Если бы публика платила за пластинки, каждый из этих продюсеров тут же открыл бы свой звукозаписывающий лейбл – и зарабатывал бы на продаже музыки, а не артистов. Ведь это гораздо выгоднее.


А еще мне кажется, что самый главный смертный кошмар российских продюсеров – изобретение клонирования человека. Потому что пираты немедленно начнут производить клоны Аллы Пугачевой, Валерии и Алсу, после чего эти клоны станут разъезжать по всей стране и давать настоящие пиратские концерты. И с этим ничего уже нельзя будет поделать – ведь билет на клонированную Пугачеву будет стоить в два раза дешевле, чем на настоящую сообщают dni.ru

18.09.2003
|
comments powered by Disqus