• 23
  • ноябрь
  • суббота
  •  

Американские машины любят кувыркаться

Национальная администрация по безопасности дорожного движения США провела подробное исследование склонности автомобилей к переворачиванию, особое внимание уделив джипам и пикапам. По данным исследования составлен рейтинг, в котором последнюю строчку занял популярный внедорожник Ford Explorer.

Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA) впервые за время своего существования провела столь масштабное исследование способности автомобилей опрокидываться при маневрах. Изменились и критерии оценки – раньше машинам ставили только что-то вроде "зачет-незачет": максимальная оценка "пять звезд" присваивалась автомобилям, вероятность переворота которых была меньше 10%, минимальная ("одна звезда") – машинам, которые могли "кувыркнуться" через крышу с вероятностью от 40 до 50%. Прежняя проверка основывалась на таких параметрах, как вес и высота автомобиля, а полевые испытания ограничивались единственным тестом на резкий поворот при скорости 50 миль в час (80 км/ч).

Новая система оценки NHTSA более универсальна. Она включает реальный тест-драйв, во время которого машину намеренно переворачивают через крышу. Правда, как следует из отчета экспертов, только 15 из 69 попавших на испытания машин в реальности полежали на крыше. Остальные пускали в боковой занос виртуально – в методике NHTSA результаты реальных испытаний совмещаются с информацией, полученной от компьютерного моделирования центра тяжести автомобиля, и учета многих других параметров, самые простые из которых вес и высота.

Теперь NHTSA перешла к полноценной пятибалльной системе – машины получают последовательно от "пяти звезд" до "одной звезды" по мере ухудшения устойчивости на дороге. Кроме того, каждому автомобилю оценивают вероятность переворачивания в процентах.

Исследование проводилось среди трех категорий автомобилей 2004-го модельного года: четырехдверных легковушек, внедорожников и пикапов.

Лучший и единственный результат "пять звезд" получил спортивный автомобиль Mazda RX-8, который, понятно, попал в рейтинг только благодаря нетипичному для спорткара изобилию дверей. Шанс переворачивания RX-8 минимален – 8%. Худшим и опять же единственным в своем классе ("две звезды") признан большой внедорожник Ford Explorer Sport Trac. Вероятность его переворота равна 34,8%.

Как признаются представители NHTSA, опубликованный рейтинг прежде всего предназначен не для автопроизводителей, а для покупателей автомобилей. По мнению пресс-секретаря организации Рея Тисона (Rae Tyson), информация об устойчивости к переворотам имеет не меньшее значение, чем цена, и должна быть доступна покупателю. Как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, склонность автомобиля к переворачиванию – одно из самых опасных свойств четырехколесной техники.

Действительно, всего лишь в 3% аварий, происшедших в Америке, машины оказывались на боку или на крыше. Но именно в таких ДТП погибает наибольшее количество людей – на них приходится треть всех смертей на американских дорогах.

Впрочем, эксперты NHTSA, отметили, что три четверти погибших в момент аварии не были пристегнуты ремнями безопасности.

Уже появились и первые критические оценки рейтинга NHTSA. Например, общественные организации убеждены, что правительственная администрация придает слишком большое значение центру тяжести автомобиля и почти не уделяет внимания реальным крэш-тестам машин. Кроме того, по данным негосударственных организаций, 95% всех переворотов происходят по причине того, что автомобиль ударяется о какое-то препятствие на дороге, и лишь остальные случаи связаны с резким перестроением на скорости, которые рассматривал NHTSA в своих тестах.

Именно на этот аргумент упирает и производитель автомобиля-двоечника – компания Ford Motor Co. Пресс-секретарь компании Кристен Кинли (Kristen Kinley) признал, что рейтинг имеет какое-то значение, но автопроизводители не должны считать, что он отражает реальную статистику подобных ДТП. "Это лишь оценка вероятности переворота, а не ее предсказание", – отметила Кинли.

Впрочем, несмотря на выстраивание рубежа словесной обороны, фордовцы, даже не дожидаясь публикации рейтинга, приняли технические меры по повышению устойчивости Explorer. Начиная с 2005-го модельного года (который начался с августа) внедорожники будут оборудованы системой контроля за опрокидыванием (RSC – Roll Stability Control). По заявлениям представителей Ford, система отслеживает развитие крена и в опасный момент, не предупреждая водителя, снижает скорость автомобиля. Что вроде бы исключает возможность опрокидывания машины в повороте, сообщает gazeta.ru

11.08.2004
|
comments powered by Disqus